29.01.2018
В результате почти трехлетних разработок отечественным Минздравом внедрен в городах многих регионов страны пилотный проект «Бережливая поликлиника». Для этого в почти двух десятках поликлиник, кроме облагораживания внешних фасадов и внутренних интерьеров, была проведена колоссальная работа по реформированию производственных, хозяйственных и административных процессов.
Реформы в сфере медицинского обслуживания – первоочередная задача государства
Чиновники надеются, что новшества, заметно улучшающие сервис в медицинской отрасли, приживутся и вскоре распространятся по всей Федерации.
Суть проекта
В первую очередь были разделены потоки посетителей. Теперь больные и здоровые люди практически не пересекаются в поликлинике друг с другом, так как для обеих этих категорий отведены отдельные входы, обустроены гардеробы и выделены кабинеты с врачами-специалистами. Дифференцированный подход реализован также в плане разграничения цели визита. Электронная система управления очередью разделяет нуждающихся в неотложной помощи, желающих вакцинироваться, тех, кому нужна справка о состоянии здоровья или документ, подтверждающий нетрудоспособность, проходящих диспансеризацию. Терминалов тоже несколько – возле каждого регистратора на полу нарисованы стрелки, которые служат навигационными указателями. Ориентируясь на цвет стрелки, пациент ищет регистратуру, детское или профилактическое отделение, процедурный и прочие кабинеты.
Навигация в виде разноцветных стрелок очень удобна
Чтобы обустроить комфортабельную зону ожидания, многие здания пришлось реконструировать, объединить холлы с коридорами и избавить их от внутренних перегородок. Зато теперь пациентам нет нужды стоять у двери кабинетов, они могут спокойно размещаться в просторном вестибюле, сидеть в удобных креслах и на диванах. Большие плазменные экраны транслируют ролики о здоровом образе жизни и другую информацию социального, коммерческого и рекламного направления.
В блоках здорового ребенка стены расписаны яркими картинами, имеется уголок, где можно заняться раскрашиванием или сборкой деталей конструктора лего. Здесь настенные телевизоры показывают мультфильмы и детские передачи.
Регистрация в системе электронной очереди занимает всего несколько минут
Что дала проекту электронная очередь
Перед принятием решения о внедрении электронной очереди, был проведен хронометраж рабочих процессов, в результате которого обнаружились весьма любопытные вещи. Врачи теряли большую часть рабочего времени на писанину, выписывая от руки справки, рецепты, заполняя истории болезни и пр. Пациентам также приходилось несладко, особенно тем, кому необходим регулярный плановый медосмотр-диспансеризация.
Чтобы успеть за один день обойти всех врачей, они занимали очереди в несколько кабинетов одновременно. Так что их пребывание в поликлинике заключалось в постоянных непродуктивных перебежках с этажа на этаж, из крыла в крыло, с одного конца коридора в другой. Во время этих метаний здоровый человек рисковал подцепить какую-либо инфекцию от больных, находящихся здесь же.
В детской зоне ожидания есть все, чтобы время пролетело незаметно
Система электронной очереди позволяет автоматизировать процесс выписки чего-либо, в результате чего скорость заполнения документов повысилась в пять раз. Благодаря единой медицинской информационной системе работа медиков стала более стандартизированной и совершенной. Любой документ, касающийся больного, может быть извлечен из архива менее чем за минуту. Также врач имеет возможность получить сведения о наличии того или иного лекарственного препарата, в том числе льготного, в близлежащих аптеках, сгенерировать и выдать на печать рецепт. Все процедура занимает минимум времени. Клиенты тоже в выигрыше, ведь теперь они идут в указанный аптечный пункт, будучи уверенными в том, что нужное лекарство имеется в продаже.
Электронная карточка пациента намного удобнее своей бумажной версии
Клиент, который зарегистрировался в электронной очереди и взял талон, проходит в зону ожидания. Тем, кто сам не в состоянии справиться с этой операцией, помогает администратор, должность которого ранее отсутствовала в штатном расписании.
Наблюдение за центральным табло для системы управления очередью происходит в спокойной и комфортабельной обстановке. Отсутствие неразберихи способствует созданию благоприятного социального микроклимата и рабочей атмосферы. В этом и состоит суть «Бережливой поликлиники», которая сберегает материальные, временные и человеческие ресурсы. Система голосового оповещения дублирует вызов, так что люди со слабым зрением точно не пропустят его.
На обслуживание одного человека регистратор тратит теперь гораздо меньше времени
Информация о посетителе мгновенно отражается в системе, его электронная карточка попадает к специалисту, на прием к которому осуществлена запись. Обновления программного обеспечения электронной очереди производятся без остановки рабочих процессов. Меню терминала постоянно расширяется с учетом пожеланий персонала и пациентов.
Очень удобна функция предварительной записи в очередь по телефону или через Интернет, когда больной может выбрать подходящее ему время и дату визита в медицинское учреждение. Однако во многих поликлиниках все еще наблюдается острая нехватка узкопрофильных специалистов, что приводит к определенным неудобствам: количество талонов ограничено, и чтобы записаться на прием, придется ждать от нескольких дней до нескольких недель.
Там, где нет проблем с кадровой комплектацией, обслуживание начинается ровно в указанное время, так что ни о каких временных потерях нет и речи.